УСТРОЙСТВО И ПРИМЕНЕНИЕ БАРОМЕТРИЧЕСКОГО ВЫСОТОМЕРА

Барометрический высотомер предназначен для определения и выдерживания высоты полета. Основными узлами высотомера яв­ляются чувствительный элемент, передаточно-множительный меха­низм, индикаторная часть, механизм установки начального давле­ния и корпус прибора. Принципиальная схема высотомера пока­зана на рис. 3.4. Чувствительным элементом барометрического вы­сотомера является анероидная коробка /. Воздух из коробки вы­качан, поэтому давление внутри ее практически равно нулю. Ниж­ний центр анероидной коробки неподвижен, а верхний подвижный

її через передаточно-множительный механизм 2 соединен со стрел­кой 3.

Подпись: Рис. 3.4. Принципиальная схема барометрического высотомера: 1 — анероидная коробка; 2 — передаточно-множительный механизм; 3 — стрелка, указывающая высоту полета; 4 — статический трубопровод

Передаточно-множительный механизм предназначен для пре­образования поступательного движения верхнего центра анероид — ііоіі коробки во вращательное движение стрелки по определенному закону. Индикаторная часть позволяет получить отсчет высоты.

Механизм установки начального давления служит для ручной уста — мішки давления на уровне начала отсчета высоты. Герметический корпус высотомера сообщен с атмосферой, окружающей самолет, через статический трубопровод 4 и приемник воздушного давления (МВД).

Подпись: Рис. 3.5. Внешний вид двухстрелочного высото-мера ВД-20 При изменении высоты полета статическое давление воздуха Рн и корпусе прибора изменяется и вызывает деформацию коробки. Ход подвижного центра анероидной ко­робки через передаточно-множительный механизм передается на стрелку, пока — II, тающую высоту полета. Для увеличе­ния чувствительности в высотомерах устанавливается не одна, а несколько дпероидиых коробок, объединенных в блок.

Пирометрические высотомеры градуи­руются по формулам (3.6) и (3.7) для і іандартной атмосферы СА-64, то есть дли условий: Р0 = 760 мм рт. ст., 7’0 = 288°К (/„ 4-15° С) и tr—0,0065 град/м.

Па рис. 3.5 показан двухстрелочный иыеотомер ВД-20, а на рис. 3.6 приве­дена его кинематическая схема.

С увеличением высоты полета вследствие уменьшения статиче — I нот давления анероидный блок, включающий коробки 1 и 2, рас­ширяется. Ход его подвижного центра 4 с помощью температур­ній и компенсатора 5, тяги 6 и температурного компенсатора 25

Подпись: 22 Рис. 3.6. Кинематическая схема высотомера ВД-20: 1, 2 — блок анероидных коробок; 3 — неподвижный центр блока коробок; 4 — подвижный центр блока коробок; 5 — температурный компенсатор; 6 — тяга; 7 — промежуточный валик; 8 — зубчатый сектор; 9, 11, 14 — трибки; 10, 15, 16, 17 — шестерни; 12 — большая стрелка; 13—внешняя шкала; 18 — малая стрелка; 19 — кремальера; 20 — шкала давлений; 21, 22 — индексы; 23 •— подвижное основание; 24 — пружинный балансир; 25 — температурный компенсатор
передается через валик 7 на зубчатый сектор 8. Перемещение сек­тора вызывает вращение трибки 9, шестерни 10 и трибки 11. На оси трибки 11 жестко укреплена большая стрелка 12, указываю­щая по шкале 13 высоту полета самолета в метрах. Диапазон этой шкалы 1000 м. На ось большой стрелки 12 жестко посажена пере­ходная трибка 14, приводящая во вращение шестерни 15, 16 и 17, дающие передаточное отношение 20: 1. На полой оси шестерни 17, через которую проходит ось трибки 11, укреплена малая стрел­ка 18, указывающая по внутренней шкале высоту в километрах.

Диапазон шкалы 20 км. Механизм высотомера, включая анероид — ный блок, укреплен на подвижном основании 23 и может вра­щаться относительно корпуса прибора. При этом будут вращаться стрелки 12 и 18, шкала давлений 20 и два индекса 21 и 22. Вра­щение осуществляется с помощью кремальеры 19.

Для уравновешивания отдельных узлов механизма высотомера поставлен пружинный балансир 24. Погрешность в показаниях прибора, возникающая вследствие изменения упругих свойств ане-

ропдных’ коробок в зависимости от их температуры, устраняет­ся с помощью биметаллических температурных компецрато — ров 5 и 25.

В полете барометрический высотомер применяется с целью: выдерживания заданной высоты эшелона при полете по маршруту;

определения и выдерживания высоты относительно уровня аэродрома после взлета и при заходе на посадку;

контроля за выдерживанием высоты полета не менее, безо­пасной;

определения истинной высоты при полете по маршруту.

I [олеты на. заданных эшелонах обеспечивают безопасность от і голкновения самолетов в воздухе. Под эшелонами понимаются і грого определенные высоты, на которых выполняются полеты по маршрутам в установленных направлениях. Так, например, полеты и направлении истинных путевых углов от 0 до 179° включительно цолжпы выполняться на высоте эшелона: 900, 1500, 2100 м и т. д. Полеты в направлении истинных путевых углов от 180 до 359° включительно должны выполняться на высоте эшелона: 600, 1200, 1800 м и т. д.

Таким образом, между эшелонами будет сохраняться опреде­ленная разность высот, которая обеспечивает безопасность от і 11 |,м к мовения самолетов в воздухе. Разность высот между сосед­ними эшелонами увеличивается с высотой и составляет 300, 600 пли 1000 м.

Высота эшелона определяется от уровня с давлением /НО мм рт. ст. Для выдерживания Заданных эшелонов на высото — мерах всех самолетов, выполняющих полеты по маршрутам, на шкале давлений устанавливается 760 мм рт. ст. В этом случае все мысотомеры будут показывать высоту относительно одной и той же И и’барической поверхности. Самолеты, выполняющие полет на раз — Iпчиых эшелонах, будут находиться над одним и тем же участком іп і пости на различных высотах. Вопросы эшелонирования по — Iробпо рассмотрены в главе IX данной части учебника.

По показаниям барометрического высотомера экипаж осущест — и. пит контроль высоты относительно уровня аэродрома после пошта и при заходе на посадку. Перед взлетом с помощью кре­млі. еры стрелки высотомера устанавливаются в нулевое положе­нії. При этом шкала давления должна показать значение давле­ние па уровне аэродрома. Допустимое расхождение не должно пропитать ±2 мм рт. ст. При заходе на посадку экипаж обязан тропить по радио и установить на высотомерах давление на рппие аэродрома посадки.

Пород взлетом с высокогорных аэродромов, когда атмосферное і тление ниже наименьшего давления, которое можно отсчитать ші шкале барометрического высотомера, необходимо установить 11 imii пп «760» шкалы против неподвижного индекса, заметить no — 1, 11.11111 о па шкале высот и принять эту высоту за «условный нуль», і кием произвести взлет и набор заданной высоты полета.

Перед посадкой на высокогорных аэродромах на борт само­лета сообщается атмосферное давление на уровне ВПП, приведен­ное к уровню моря, и барометрическая высота аэродрома (абсо­лютная высота аэродрома с учетом методической температурной ошибки высотомера). Экипаж обязан установить на барометриче­ских шкалах высотомеров давление, приведенное к уровню моря, против неподвижного индекса и выполнить заход на посадку, учи­тывая, что в момент приземления высотомеры должны показывать барометрическую высоту аэродрома.

Для обеспечения безопасности от столкновения самолетов с на­земными (водными) препятствиями полеты выполняются на высоте не менее безопасной. Контроль за безопасной высотой осущест­вляется по барометрическому высотомеру. Порядок расчета безо­пасной высоты рассмотрен в главе VII.

В полете истинная высота обычно измеряется радиовысотоме­ром. В случае невозможности применения радиовысотомера истин­ную высоту можно определить по барометрическому высотомеру, для чего в его показания необходимо ввести ряд поправок. Поря­док расчета истинной высоты рассмотрен в § 10.